Родник 

Д.Доскенов 

     Иногда мне становится тесно среди гор. Не хочется играть с Белогрудым. Скучно смотреть на проплывающие тучи. Вот, думаю, взобраться бы на самый высокий перевал. Или уехать далеко-далеко, или дотронуться руками до голубого горизонта. 

    Неподалёку от нашей юрты зеленеет лужайка. Посередине бьёт родничок. Вода холодная как лёд. Пьёшь – зубы ломит. И такая прозрачная, что поскребёшь дно – не замутится. Вскипает родничок, бурлит, бьётся из глубины. Песчинками-камушками играет, забавляется. 

   Хорошо сидеть у родника, глядеть на свое отражение. Какой я, оказывается, смешной – с оттопыренными ушами! Я коснулся поверхности воды, прислушался к шёпоту молодого камыша. И спокойно, легко мне вдруг стало. Какой ты чистый, мой родничок! Какой ты красивый и ласковый, мой ручеёк! Я скорее вырасту, и буду учиться, и уеду за эти горы. Сильным и смелым стану, как папа. Мудрым и добрым, как бабушка. А тебя, мой родничок, буду помнить всегда. 

   Бьёт из родника вода, стекает по крутому яру в овраг, обернувшись горной речкой. День и ночь шумит – бурлит. Поэтому её назвали «Бурливой». 

   И встал на краю обрыва, прислушался к гулу. Мне слышится в нём то негромкая песня, которую поёт мама, то глухое бормотание бабушки в предутренний час, когда она благословляет новый день. 

   Солнце стоит высоко. Наверное, уже полдень. А я всё слушаю и слушаю нескончаемый рассказ родника. 

   Раньше я думал: волны похожи друг на дружку, как близнецы – ягнята. И течение одинаковое. И ворчит – бормочет родник монотонно, однообразно. А, оказывается, всё не так! У каждой волны своя песня. Каких только звуков не услышишь в горном потоке! Ржание жеребёнка. Клёкот орла. Свист ветра. Гул далёкого эха. Ласковый шёпот мамы. Глухой напев домбры… Тихая долина между двумя горами полна звуков! И все они исходят из родника. Как я раньше не догадывался об этом? 

   Я вскочил и, потрясённый своим открытием, побежал домой. 

   - Бабушка! Бабушка!.. Родничок… ты знаешь… на разные лады поёт! И как мама, и как ты, и как папина домбра! Он как живой!.. И такой чистый, светлый! Самый красивый на всём свете! 

   Бабушка посмотрела на меня, прижала к себе, и ласково проговорила: 

   - Ну, конечно мой ненаглядный! Твой родник самый лучший в мире! 

1. Назовите, о чем говорится в рассказе.

2. Расскажите, как автор описывает родник.

3. Соотнесите журчание ручья с порывами ветра.

4. Сравните состояние водоемов в наше время с описанием автора.

5. Предложите как можно спасти водоемы.

6. Обоснуйте свой выбор.


По родному краю. 

М. Зверев 

   Снеговые вершины Заилийского Алатау нависли над южной столицей. В летний полдень очертание гор заволакивает туманная дымка, и под ней белеют вечные снега, смешиваясь с облаками. Иногда даже трудно отличить, где облако, а где горная вершина. 

   На высоте двух тысяч метров сверкают синие высокогорные озера. 

Веет прохладой от шумных рек. Высоко в горах природа очень богата и разнообразна: тянь-шанские голубые ели, дикие яблони и абрикосы, огромное количество кустарников. 

   Здесь же, высоко в горах, живёт красногорлый красавец – соловей…

Зимой эти птички спускаются на низкие склоны гор и даже встречаются в садах Алма-Аты.

1. Назовите, что описывает автор в произведение.

2. Расскажите как автор описывает природу Алма - Аты.

3. Проиллюстрируйте описанную автором природу.

4. Обсудите, что можно добавить в описание природы.

5. Объедините полученное описание с описанием автора.

6. Оцените полученный результат.

 


Игра.

Н. Сералиев 

   Снег падал всю ночь и прекратился только на рассвете. Тихо стало: казалось, вся природа, как ребёнок, притомясь от долгой игры, крепко и сладко уснул.              

    Взошедшее солнце острыми лучами пыталось разбудить округу, но ничего из этого не вышло – только тишина стала глубже, да ещё ослепительнее засверкал белый-пребелый, как жаулык бабушки, снег. 

   Крепко обрадовались снегу Тураш и Сапаш. Выскочили с санками за ворота и стали обсуждать, на какую гору пойти кататься. 

   А у распахнутых ворот своего дома стоял дед Дукен. Стоял, смотрел на сугробы и думал – хватит ли у него сил убрать со двора эту прорву снега. Ответить на заданный вопрос самому себе дед Дукен не успел – подошёл Тураш, спросил: 

   - Дедушка, а что вы здесь делаете? 

   Дед посмотрел на друзей, и весёлая хитринка мелькнула в его смеющихся глазах. 

   - Да вот, жигиты, хотел поиграть, да не с кем. 

   - Вы? Хотели поиграть? – Сапаш с Турашем искренне удивились. 

   - Хочу… А вы что же, думаете, я не умею играть? 

   - А какую игру вы знаете, дедушка? – спросил Сапаш. 

   - Очень интересную… Хочу снежную крепость построить и ещё… снеговика слепить! 

  - А нам можно? – Глаза ребятишек загорелись, как угольки. 

  - Гм, - дед Даукен, как бы раздумывая, сбил малахай на затылок. – Ладно… Только уговор – делать всё, что скажу. Согласны? 

   - Согласны! – в один голос ответили малыши. 

   - Тогда слушайте… Чтобы выстроить крепость и слепить снеговика, надо собрать в кучу весь снег со двора… 

   Деду Даукену не пришлось повторять своих слов. Дети тут же подхватили санки, с радостными криками ворвались в дедов двор, и игра началась. Дедушка Даукен широкой лопатой наполнял санки снегом, а Тураш и Сапшем ссыпали его возле сарая. 

  «Играли» здорово – с криками, шумом, смехом! Тураш и Сапаш без устали носились взад и вперёд, а дед Даукен подзадоривал их: 

  - А ну, батыры, поиграем в лошадок! Посмотрю, кто из вас резвее… Ага, Тураш впереди, Сапаш отстаёшь… Поднажми! 

  Все так увлеклись игрой, что и не заметили, как двор очистился от снега. Ребятишки смахнули пот со лба и встали перед дедом, ожидая, что он теперь скажет. 

   - Ну как, не устали, сынки? 

   - Нет! 

   -Тогда начинайте лепить снеговика. 

   - А вы? Вы не будете играть? 

   - Буду… Только отдохну немного… 

   Дедушка Даукен ушел в дом, а Тураш с Сапашем принялись лепить снеговика.

1.

2.

3.

4.

5.

6.


Лиса и Муравей.

Казахская народная сказка

   Лиса и Муравей решили подружиться и вместе посеяли пшеницу. Хитрая Лиса каждый день жаловалась, что у неё болит то живот, то голова,  и уходила, чтобы полакомиться кумысом.

   Муравей один трудился с утра до вечера - то поливал поле, то полол сорную  траву. Наконец созрел урожай.

   Увидела Лиса большой урожай  и  решила обмануть Муравья: весь урожай взять себе.

   - Друг мой, Муравей! Зачем нам делить пшеницу? Лучше давай побежим наперегонки. Кто из нас первым прибежит, тому и достанется весь урожай.

   Муравей подумал и согласился. Стали они рядом.

   - Давай! - крикнула Лиса. И побежала в сторону тока. 

   Задрала она хвост, уши прижала, побежала во всю мочь. А Муравей уцепился за её хвост.

   Прибежала Лиса, оглядывается. А Муравей залез на кучу пшеницы и крикнул:

   - Эй, Лиса, я уже тут!

   Лиса растерялась:

   - Когда ты прибежал сюда?

   - Давным - давно! Я уже успел отдохнуть, а вот еле дышишь.

   Так Лиса оказалась побеждённой. А Муравей перетащил в амбар весь урожай и жил спокойно, сытно. А ленивая Лиса голодала всю зиму.

1. Назовите главных героев сказки.

2. Расскажите какие события произошли с Лисой и Муравьём.

3. Инсценируйте сказку.

4. Сравните черты характера Лисы и Муравья.

5.  Замените главную черту характера Лисы на трудолюбие, предложите вариант развития событий.

6.  Какой вывод можно сделать?